Цвет сайта
Images
Для слабовидящих
page shadow

Бзыкова Ф.Э. 8 кл.

Реферат

СЕКЦИЯ: ИСТОРИЯ

 

Тема: «ХРИСТИАНСТВО В ОСЕТИИ»

 

Автор работы:

Бзыкова ФатимаЭльбрусовна

Место выполненияработы

МКОУ СОШ №2, 8 класс

с. Хумалаг РСО-Алания

 

Научный руководитель

Бзыкова Белла Тамбиевна

учитель истории и обществознания

 

Владикавказ

2011-2012

 

Введение

Осетинский народ принял христианство еще в первом тысячелетии от Рождества Христова. Прошедшие века наполнены множеством событий, связанных с этим судьбоносным выбором. И по-настоящему узнать и понять душу и сердце осетин можно только через прикосновение к истории, где религиозный фактор определяет путь народа, становясь основой культуры, оказывая влияние на обычаи и быт.

Сегодня, когда идет уже третье тысячелетие христианской эры, для нас особенно важно сохранить память о Торжестве Православия на горах Кавказа, о том, как осетины-аланы сохраняли свою христианскую идентичность в период тяжелейших испытаний,последовавших после нашествия Тамерлана, о возрождении духовной жизни в XIX столетии и новых испытаниях, которые принес век двадцатый.

Так, обращаясь к памяти народной, исследуя многообразные памятники древности, мы все лучше и лучше видим связь поколений, сохраняя верность подвигу предков, на деле показавших, что значит вера и верность.

 

Цель исследовательской работы: рассмотреть и изучить историю осетинского народа и историю распространения христианства в Осетии.

 

Достижение поставленной цели включало решение следующих основных задач:

·        Выяснить сущность понятия «христианство в Осетии»;

·        Выявить основные направления христианской религии;

·        Больше узнать о древнем и славном народе алан-осетин.

 

ГЛАВА 1.НАЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В ОСЕТИИ

Прежде чем говорить о Православии в Осетии, следует сказать о происхождении самого народа осетинского. Осетины сами называют себя «иронами», соседи их грузины называют«осами», кабардинцы -«кусхи», чеченцы - «ир»; они были одним из древнейших племен, населяющих центральные районы Кавказа. Известный ученый Шопен5сообщает, что в китайских летописях упоминается о народе под особым названием«и». Народ этот, названный на зендском и санскритском языках «иры», ранее, чем за 2300 лет до Рождества Христова поклонялся тельцу - Оссу. В VII веке до Рождества Христова скифы захватили «иров»,поселили их между «ассами», поклонниками лошади, и последние назвали «иров» по предмету их божества - оссы. Телок, вол по-кабардински - «ос», по-дидойски -«ис», по-аварски - «оц», по-дигорски -«ос».

Полагают также, что осетины произошли от смешения киммерийцев, представляющих колено еврейского народа, с первобытными обитателями осетинских ущелий. За пятнадцать столетий до Рождества Христова зашедшие сюда иранцы пополнили такое смешение.

В.Ф. Миллерсвоими лингвистическими исследованиями поддерживает то мнение, что осетинский язык представляет собою одно из видоизменении иранского языка, а самих осетин признает одним из народов иранской группы, населявших в древние времена, под именем сарматов и массагетов, пространство между Черным и Каспийским морями.Вытесняемые в горы народами тюркскими в течение тысячелетий, они сохранили свою древнеиранскую индивидуальность. Это мнение поддерживается также А.С. Уваровым,Г.Д. Филимоновым и В.Б. Антоновичем. По мнению графа Уварова, древность осетинской культуры может быть отнесена к началу железного века, а г-н Филимонов относит к более раннему времени, а именно к эпохе перехода из бронзового века в железный.

Название Гог ,Магог - первое у Эсхила, греческого писателя, второе у пророка Иезекииля -имеют филологическое сходство с осетинским «хох» (гора). Гог - как название страны, Магог - название народа; о них пророк говорит: из-за гор к северу появится всеистребляющий народ Магоги и опустошит Израиля. Геродот, живший в V веке до Р.Х., рассказывает о нашествии северных варваров осетин, пришедших из осетинских ущелий на Азию. Осетины-еседоны, жившие тогда смежно, были исполнителями наказания, посланному народу еврейскому за отступничество Богом, как предсказал пророк Иезекииль.

От Босфора Киммерийского жили осетины, и Аристай греческий писатель, посетивший Осетию,указывает, что осетины жили в горах Кавказских. Плиний, рассказывая о народах вокруг Меотийского озера, говорит: «под ними иседоны (осетины), живущие  вгорах, земля их простирается до Колхиды». У Птоломея сказано, что около Каспийского моря живут уды, осонды и маседоны между реками Курою и Альбанаусом.

По мнению преосвященного Иосифа, первого епископа Осетии, осетины суть иранского происхождения, перешедшие сюда из Персии, Афганистана и Герата3. По указанию Страбона, тогда осетины были столь многочисленны, что могли выставить двести тысяч войска. Осетия разделялась на верхнюю и нижнюю и была в цветущем состоянии. Одни верхние аорсы-осетины могли выставить двести тысяч войска, а нижние еще больше.

Занимая страну между Доном, Каспийским морем и Кавказскими горами, осетины вели караванную торговлю индийскими и вавилонскими товарами. Нужно полагать, что осетины заходили на юг России до Киева, ибо Антонович, делая раскопки в Киевской губернии, нашел древности, имевшие большое сходство с вещами, найденными им в Осетии.

В грузинских летописях упоминается, что в 140 годах до Р.Х. царь Мирван построил крепость в Дарьяльском ущелье, в которой потом жила царица Тамара. И в I веке до н.э., то есть спустя два века после Александра Македонского, Помпеи, разбив грузинского царя Митридата, преследовал его чрез землю аланов (осетин). Осетины тогда, желая поддержать простодушного Митридата,вышли против Помпея, но потерпели страшное поражение, несмотря на то, что располагали войском в 60 тысяч пехоты и 22 тысячи конницы. После этого необыкновенного поражения осетинской армии несколько миллионная Осетия стала вытесняться римскими легионами (в 150 г. по Р.Х.). К тому же Осетия, сделавшаяся ареной столкновений сильнейших народов, окончательно раздробилась и особенно обессилилась частыми нападениями готов и гуннов или аваров, которые терзали Осетию со всех сторон.

В I веке проникает в Осетию луч евангельского света проповедью святых апостолов - Симона, Фаддея, Варфоломея и Андрея. Скоро христианство сроднило осетин с православными соседями грузинами тем тверже, что жизнь и деяния святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (314-325 гг.)имели влияние и на осетин, которые были очевидцами чудес равноапостольной Нины,а именно: по молитве ее среди ясного дня разразилась страшная буря с грозою.Гроза разбила, а буря развеяла статую Армаза и другие кумиры, пред которыми молился грузинский царь Мириан, принося жертвы. По молитве же ее царь Мириан исцелился от слепоты, а царица Нона от тяжкого недуга. Благодаря этому обстоятельству существовавшая вражда между обоими народами до христианства теперь по временам ослаблялась. Осетины с грузинами в 87 и 103 годах под предводительством Ба-зука-Абазука вторглись в Армению. Военачальник армянский Сумбат прогнал их и взял в плен сына осетинского царя. Последний был освобожден только по выходе сестры его Сатиники замуж за армянского царя Арташеса («История Армении» Мовсеса Хоренаци в переводе. -М., 1858, с.121). Потом осетины воюют против персов в союзе с армянами и грузинами; далее уже грузины ведут опустошительную войну против осетин.

Вследствие частых войн христианство не могло окрепнуть в Осетии, и только при греческих императорах Юстиниане I и 11 (522-556 гг.) миссионеры греческие проповедью своей делают Осетию христианской страной. Во многих осетинских селениях сохранились развалины церквей, построенных Юстинианом. В селении Галиат до сих пор сохранилась маленькая каменная церковь с монашескими келиями, и осетины рассказывают, что именно в этих келиях жили греческие монахи. На аршинном расстоянии от стены церковной на север почивают останки монаха, и пройти между почивальнею монаха и церковною стеною почитается между жителями величайшим грехом. Эта церковь, обращенная в дзуар4,называется Юс-дзуар (церковь Юстиниана). Кроме того, в памятниках христианской древности, найденных в старых дзуарах, мы находим подтверждение тому, что греки были некогда просветителями осетин.

Около 946 года Осетия имела первое сражение с русскими войсками при Святославе, но это было одно появление русских и не имело ничего сходного с нападениями на Осетию готов, гуннов и других. Осетия, благодаря восстановлению христианства в XI и ХП веках, сплачивается в одно целое государство, и в1019 году имеет своего царя по имени Ордуре. Ордуре образует из Осетии феодальное государство, устанавливает правильную государственную жизнь, свою администрацию, свой суд - словом, настает в Осетии период сильного могущества и политического процветания. Осетинские цари возвысились до того, что, по мнению В.Б. Пфафа, цари карталинский и абхазский вступили в родство с ними, женившись на дочерях осетинского царя. Было также два-три случая выхода замуж осетинок за членов царского дома Византии, благодаря чему Осетия довольно живо восприняла византийскую роскошь и культуру. Но явилась и распространялась в Осетииграмотность грузинская, как более знакомая при частых столкновениях осетин с грузинами, особенно, когда в конце XI века и в начале XII Грузия сделалась христианской просветительницей Осетии в лице своей , царицы Тамары.

Царица Тамара вступила в брак с осетинским князем Давидом-Сосланом. От этого брака в 1181году родился Георгий, впоследствии царь грузинский, прозванный лашь, то есть красивый, и дочь Русадона. Эта боголюбивая царица воспользовалась мирным положением Осетии и во всех осетинских селениях постаралась устроить и возобновить церкви, снабдить их всеми утварными предметами и духовенством в1184 и 1202 годах.6

Осетия и теперь пользовалась спокойствием непродолжительно, и христианство не могло стать на твердую ногу. Внешние враги на время забывают Осетию, зато разъедают ее внутренние беспорядки. Пошли взаимные раздоры и настало время, когда каждый для самозащиты должен был строить высокие башни с просветами для обстреливания противников.

Междоусобия,продолжавшиеся больше полувека, опустошили Осетию, лишили ее самостоятельности,и Осетия была принуждена распасться на южную, подчинившуюся Грузии, и северную, сделавшуюся данницей орды Тимура. После этого несчастья Осетия еще раз получает самостоятельность и приходит в цветущее состояние. В начале XIII века в Алагирском ущелье родился Ос-богатырь в роде Гараджановых или Сахиловых3. Как сам Ос-богатырь, так и все братья его получили воспитание в духе христианства в Грузии. Видя своих соотечественников в сильном угнетении-южных от феодалов грузинских, а северных от татарского хана Тимура, Ос-богатырь задумал освободить своих соотечественников от тяжкого иноплеменного ига и соединить северных и южных осетин в одно государство. Чтобы успеть в этом, он расположил своих братьев Исаака, Романа и Василия принять монашество и посвятить себя чисто миссионерскому делу, зная, что только христианство свяжет осетин братскою любовью, внесет в жизнь их благоустройство и порядок, заставит их стать под знаменем свободы, поднятым Ос-богатырем для освобождения отечества, и признать его (Ос-богатыря) своим повелителем. Проповедуя усердно Евангелие между своими осетинами, Исаак, Роман и Василий действительно успели скоро соединить северных и южных осетин в одно государство и восстановить христианство, ослабленное давлением орды Тимура и соседей-кабардинцев.

В записи Ос-богатыря мы читаем следующее: «для освобождения Осетии братья его Исаак,Роман и Василий сделались верными рабами Христа». Первым делом первых осетинских миссионеров было построение монастыря в ущелье Цей во имя Живоначальной Троицы, развалины которого сохранились до сих пор. Другой монастырь был построен ими же во имя архангелов Михаила и Гавриила в Касарском ущелье близ старого замка. Везде по Осетии были возобновлены церкви,построенные царицей Тамарой, а духовенство своим благотворным влиянием залечивало нравственные раны Осетии. Такому быстрому распространению христианства в Осетии с другой стороны содействовали Ос-богатырь с остальными своими братьями, которые, ведя частые войны на юге с грузинами, очистили Осетию. Дали о себе знать и татарским ханам на севере, иго которых было скоро ими свергнуто, и Ос-богатырь стал во главе своего народа,поддерживая главным образом господство православной религии.

Таким образом,Осетия вновь сделалась счастливою под знаменем своего нового Ос-богатыря III, начала жить своей собственной жизнью и достигла наилучшего политического совершенства. Вот, что гласит Нузальская надпись Ос-богатыря: «Мы, десять братьев Горожановых и Сахиловы: Ос-богатырь, Давид,Сослан, с четырьмя царствами боровшиеся - Феодорос, Джадарос Сокор и Георгий -страшны для врагов; мы имели с четырех сторон пути охранные, в Касарском ущелье замок, где брали плату с путников, и мостовые вороты. Я (Ос-богатырь) в ожидании будущего века жил здесь. Золотой и серебряной руды имеем столько же довольно, как воды. Кавказ покорен, с четырьмя царствами равнялся... У грузинского царя сестру отнял, не теряя своего достоинства, обычаев. Но он насилил - нарушил клятву и взял на себя мой грех. Богатыря утопили и истребилось войско Оса».

Добывание золота и серебра сделалось достоянием ново восстановленного царства Ос-богатыря.Между осетинами появились свои кузнецы, оружейники, и металлическая промышленность начала процветать, потому что генуэзцы стали посещать Осетию для торгово-промышленных целей. Делами Церкви по всей Дигории, Алагирии и Туалетии управляло тогда одно сановитое духовное лицо, которое называлось Святым отцом всея Осетии.

В 1350 году царь грузинский Багратион прислал в дар колокол. На нем существует следующая надпись на грузинском языке: «От Рождества Христова 1350 года я, сын великого царя Багратиона Георгий, дарю колокол Святому отцу Осетии, Дигории и Туалетииво спасение моего престола и царства»1.

Христианство не долго господствовало в Осетии.

Ос-богатырь,завоевавший богатые земли в Карталинии, подался в Грузию и расположился в ущелье Джерети на берегу р. Куры, где он потом выстроил крепость. Развалины этой крепости доселе видны и свидетельствуют о силе Ос-богатыря. Он оставил восстановленную Осетию на произвол судьбы, не имея по себе достойных преемников, которые бы поддержали Православие в царстве. Грузины же возвратили себе все завоеванные у них Ос-богатырем земли и вторглись даже вовнутрь Осетии.С севера татарские ханы выдвинули к горам кабардинцев: поселившись большими селениями у входов в горные ущелья осетинских гор, они не давали осетинам выхода на плоскость. И вот настало время, когда народ, теснясь в горах, терпел страшные бедствия и мор. Матери собственноручно топили детей, отцы продавали своих детей в рабство. Происходили страшные междоусобия - сосед вел войну с соседом, брат с братом, отец c сыном.Прибавились башни и твердыни, с которых осетины оборонялись от притеснителей-соседей и от других фамилий. Религия православная пала, и вместо прежнего единодушия и стремления к процветанию на почве чисто христианско-религиозной восстановилось кулачное право и совершенная анархия. Осетия распалась на мельчайшие группы, которые начали жить каждая своей жизнью,обычаями и верованиями. Дигория, оставленная духовенством, под гнетом кабардинцев и их покровителей-ханов прежде других совратилась в магометанство.Тагаурия и Куртатия от набегов татарской орды совратились также в магометанство. Осетины Алагирского ущелья и Туалетии хотя и остались христианами, но, не имея духовенства и церквей, впали в религиозное заблуждение- в безразличие религии.

В это же самое время в Осетии церковные документы были уничтожены. Из исторических памятнико вничего не уцелело. Храмы христианские до основания разрушались врагами ее.Враги стерли надписи с церковных стен и с надгробных плит. Лишь только на стенах Нузальскои церкви - дома Горожанова и Сахилова - осталось с восточной стороны изображение Господа Вседержителя; на северной стороне изображены Святая Дева Мария, архангел Михаил, Сослан и Соломон; на южной стороне изображены Иоанн Креститель, Георгий Победоносец и Ромоноз. Существующие же надписи касательно рода Ос-богатыря соскоблены молотом.

 

ГЛАВА 2. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ОСЕТИН В НОВОЕ ВРЕМЯ.

С тех пор осетины начали блуждать одни в магометанстве,другие в язычестве, а оставшиеся по имени христианами смешали учение Христа с язычеством и магометанством. Так, развалины старых церквей продолжали почитаться у них за святые места, но стали называться дзуарами. К этим старым памятникам христианства осетины собираются для приношения в жертву быков,баранов и другого7. Язычники-осетины чтили места, пораженные громом,высоты горные, по естеству неприступные, пещеры или чем-нибудь отличающиеся места. Деревьям, камням поклонялись, как богу, и вообще изобрели себе род дзуаров. Богослужение христианское не оставило никаких следов в жизни осетин.Впрочем, понятие о Троице они продолжали выражать тем, что при жертвоприношениях возносили три хлеба во имя Святой Троицы. Имена некоторых святых также сохранились в Осетий, как, например, Иоанн Креститель (ФыдИуане), Георгий Победоносец (Уастырджи), святой Николай, Феодор Тирон, Василий Великий, святая Мария, архангелы Михаил и Гавриил. Но их чтили по-язычески приносили им в жертву баранов, быков, разные напитки и другое.Рождение младенцев считается даром Богородицы, хотя молитвенных слов,обращенных к Богородице, у них нет. Только на третий день по приведении невесты в дом жениха какой-нибудь мальчик из родственников жениха, отнимая головное покрывало невесты, произносит: «Да даст тебе Мария семь мальчиков и одну девочку». Святой Иоанн Креститель (Фыд Иуане) считается у осетин как указатель времени, когда пастух рогатого рабочего скота кончит свою службу, а как праздник он не празднуется, и к покровительству святого Иоанна осетины не привыкли прибегать. Георгий Победоносец у осетин чтится наравне с Богом, в честь его построено много молитвенных мест, то есть дзуаров. Развалины старых церквей, построенных в честь святого Георгия, почитаются у осетин местами особенно святыми, икону святого Георгия Победоносца на коне осетин чтит больше других икон. Наравне с Георгием, покровителем мужчин, Почитается святой пророк Илия- Уацилла. У него и у архангелов Гавриила и Михаила осетины просят изобилия плодов земных. Николай Чудотворец-Никкол почитается преимущественно в Дигории, и в похвалу ему воспеваются религиозные песни.Содержание всех религиозных песен у осетин по внутреннему их характеру почти однообразно.

Свои молитвы,обращенные к Богу и святым, осетины совершали у домашнего очага, который они свято чтили. Хотя осетины, как христиане, получили или греческое образование,или грузинское, но молитв, установленных Святой Церковью, не удержалось в Осетии. Глава семейства, молясь за всех членов своей семьи, произносит всегда импровизированную молитву, причем все члены семейства, за исключением женщин,должны отдельное прошение молитвы подтверждать словом «аминь».

Воспроизведу осетинскую молитву.

«Слава Тебе,Боже! Аминь. Ты, Господи, нас сотворил, и на Тебя надеемся. Аминь. К Тебе прибегаем во всех нуждах. Аминь. Излей на нас Твои милости! Аминь. Избавь нас от всякого врага и от озлобления людей! Аминь. Во взаимной любви нас соблюди! Аминь. Враги наши да преклонятся пред нами! Аминь. Дай нам кормиться своим трудом! Аминь. О, Георгие Златокрылый, будь нашим заступником! Аминь. О, Ангел Рекома (Пресвятая Троица), спаси нас! Аминь. Мария Пресвятая, умножь род наш рождением сыновей! Аминь. Ты, Святой Николай, в беде спасай нас! Аминь. Ты,Илие Святой, изобилие плодов земных дай, от града, грома и труса спасай! Аминь.О, Архистратиже Михаиле и Гаврииле, возносите наши молитвы к Богу и щедроты Божий нам просите! Аминь. О, храмы, святыни гор, взирающих на вас со страхом спайте! Аминь. Все дзуары и ангелы, помогайте нам в делах наших! Аминь. Всегда дым выражает угодность нашей молитвы Богу, да будет наша молитва благоприятна Богу, как дым благоухания. Аминь».

Затем старик пересчитывает всяких дзуаров и духов, которым верят осетины, и поручают им всех слушающих молитву его.

Крест Христов,как исключительная христианская святыня, усердно почитался и осетинами, почему всякое место, освященное построением храма, называлось у них «дзуаром» -крестом. В Дигории, кроме того, существует особая форма благословения и благопожелания - «да будет чело твое освящено крестом». Деревянному кресту,хранимому над домашним очагом, осетин приписывает силу, спасающую всех членов дома от не счастия. Древние башни в Дигории освящены крестообразными амбразурами, и совратившиеся в магометанство хотя и залили их цементом для скрытия следов своего Православия, но образ Креста Христова выражается на них теперь яснее, чем прежде.

В Кубанской области в ущелье Зеленчук на правом берегу реки найдены следы города осетинского, который в глубину ущелья с северо-востока к юго-западу простирается на семь верст, с тремя храмами византийского типа. На кладбище найдена каменная плита в 2 аршина 2 вершка высоты и в толщину 2 Мг вершка с изображением креста и с надписью на дигорском языке греческими буквами8.

Развалины древних храмов в честь Пресвятой Троицы сохранились в селениях Цей, Унал, Нар и Саниба. В последнем самое село носит до сих пор имя «село Пресвятой Троицы» {Саииба- грузинское слово, значит «Троица»).

Также в честь Божьей Матери сохранились в развалинах храмы в селении Зруг. В селении Майрамкау сохранилась древняя церковь, куда была перенесена из Грузии чудотворная икона Иверской Божьей Матери, дар царицы Тамары. Перенесение чудотворной иконы из Грузии в Осетию празднуется осетинами в первых числах августа и называется «день ноной иконы». Самое село названо «село Марии», а источник около храма - источником Богоматери.

В селении Кумбулта-Донифарс существуют развалины старого храма во имя святителя Николая.

Во всех селениях горной Осетии сохранились развалины древних храмов в честь великомученика и Победоносца Георгия. В Касарском ущелье привлекают к себе поклонников развалины храма во имя архистратигов Михаила и Гавриила, и в честь их другая церковь в селении Нузал, которая сохранилась в целости и составляет святыню всей Осетии. В селении Думта есть развалины старой церкви во имя Феодора Тирона. В Галиате церковь во имя семи мучеников Маккавеев и матери их Соломонии сохранилась в целости. В местности Фада по Урсдонскому ущелью видны развалины старого храма, на древнем кладбище - храм во имя Николая Чудотворца.

Во имя пророка Илии есть еще в целости старый храм в селении Фараскат, Махчесского прихода. А в селении Даргавс особенно чтимое место - «Тбау Уацилла». Сюда стекается все плоскостное население Осетии на богомолье.

Если мы присоединим ко всему этому знаменитую поэму Алгузиани, царя осетинского,жившего в VIII веке, переведенную теперь на русский язык Г. Джанашвили,то еще более убедимся, что христианство во время греческих миссионеров было насаждено в Осетии твердо. Вот, как начинается поэма Алгузиани:

«Боже великий,разумом непостижимый, Триединый, людьми невыразимый, Отец с Сыном и Духом Святым, мир в бытие правдивый; всяческой славой украшенный и мудростью неисчерпаемый, вечностью вечный, века создавший, все блаженный и совершенный,наследованию не поддающийся, сердцеведец праведный, праведных сердециспытатель; всесильный всех покровитель; источник всякого блага, падшего человека светоч. Неисчерпаемой благодатью грехи людей попирающий,человеколюбием Своим вместе с Сыном Своим пришедший, благостию Своею проклятие наше расторгающий, волей Своею совершенный и великий покровитель, всякого убогого заступник, за его душу ходатай, всякого человека сердца испытатель.Вместе с распятым Сыном Своим смерть в радость превращающий, всякому верующему Царство Небесное дарующий; грешников помилователь, телесам их новую жизнь дающий - помилуй мя, грешного!»

Впоследствии христианство в Осетии было заглушено языческими суевериями и магометанским фанатизмом. Осетины в древности, как видно, не искали книжного образования.Северные старались выражать звуки своего родного языка греческими буквами, а южные искали образования грузинского. Поэтому в Осетии, после Ос-богатыря и братьев его, не было людей, тем более пастырей, крепких верой, одаренных мощным словом, могущих поддержать в народе религиозный и патриотический дух. В период турко-персидского владычества, с 1380 года, когда Темир-Ленг, покорив Тифлис,прошел до самого Эльбруса, сразился на р. Терек с Тохтамышем и разгромил весь Северный Кавказ, то постарался уничтожить последние памятники христианства -храмы православных, разогнать духовенство православное и предоставить Осетию в религиозном отношении произволу невежественных магометанских мулл. Последние мерами насилия внесли в жизнь осетин самые неприглядные верования и убеждения:веру в силу талисманов, гаданий, заклинаний, прорицаний, колдовства. Каждый магометанский мулла представлял собою в Осетии прорицателя судеб, чудотворца,могущего исцелять все болезни, отвращать всякого рода несчастия.

Осетия долго не имела священников образованных, а тем более из своих. Грузинские же миссионеры пробиравшиеся в Осетию по временам, не могли научить осетин истинам христианской веры и могли только сообщить одни названия праздников и имена некоторых святых, ибо они сами, как христиане, не свободны и до сих пор о тгрубых суеверий и предрассудков. Так, например, они считают приятной жертвой закалывать быков или баранов в честь того или другого святого, и этим действием испрашивают у Бога прощение грехов своим умершим праотцам. Все это отчасти привито грузинскими священниками и к осетинам.

По словам сторожилов, а в частности Бедоева Чабахан, Бзыкова Мадинат , Бзыков Борис Хумалаг тоже был селом с почти чисто христианским населением. Он стал центром притяжения людей православной веры из других населенных пунктов.

В селении Хумалаг с 1851 года стали поселяться жители аула Иналово православной веры, а придерживающиеся магометанской веры в основном переселились в селение Зилга.Правильность этой версии легко можно установить при анализе фамилий жителей аула Иналово до 50-х годов и после расселения по религиозному признаку. Так,например, Болиевы, Талиновы, Козыревы и другие были в числе первых переселенцев в аул Иналово-Хумалаг, а после 1851 года обосновались в с. Зилга. В свою очередь в Хумалаг переселялись жители других сел, исповедующие христианскую веру.

Например, в1853 году из аула Беслан были переселены три двора Ходовых, Татис Дамзов,Кудайнат Циноев, Тало Амбалов, Герман Габоев, Савкуз Циноев, Кавдин Циноев иХазби Гитиев в христианское село Хумалаг. Алексей Бзаров, как православный, просил начальство о том, чтобы ему разрешили переселиться из с. Карджина в Хумалаг, где жили его единоверцы. Магометане братья Гаппо и Дзабо Фарниевы переселились в магометанское село Карджин. Процесс расселения жителей на равнине по религиозному признаку оказался долгим и не был доведен до конца. Например, в Хумалаге в 1912 году среди 3430 православных продолжало проживать10 мужчин и 8 женщин лютеран, протестантов и 82 магометанина.

Небезынтересным представляется и церковный вопрос:' В Хумалаге появилась вторая послеВладикавказа церковь на равнине, первым священником в ней был отец Даниил Чонкадзе.

Наряду с языческими, хумалагцы отмечали церковные праздники. Например, 20 июля 1889 года жители селения Хумалаг всенародно отмечали свой храмовый праздник в честь святого Ильи. По инициативе священника отца Нестора Бакурадзе и старшины Татаркана Албегова, «праздник прошел нравственно?'. 20 июля к 9 часам был благовест к заутренней литургии. После этого празднинства с участием представителей администрации Владикавказского округа и подавляющего большинства жителей села возникла идея постройки нового храма.

После окончательного решения на сходе в пользу строительства новой церкви избрали из самых почтенных и ответственных граждан села комиссию в составе пяти человек: Кокаева Дзирти (старшина села), Азиева Дриса. Албегова Науруза, Кудзиева Папофа. Цалоева Галицина. Члены комиссии были ответственными за строительство церкви перед старостой, а вместе со старостой — перед народным сельским сходом.Сход призвал жителей Хумалага оказывать поддержку и посильную помощь доверенным лицам в их нелегкой работе — строительстве новой церкви, определили и место строительства — в центре села. По решению того же схода каждый дом облагался специальным сбором — 5 рублей золотом. Был организован сбор денег от всех окладных домов села. Один из сборщиков денег Жабе Азиев вспоминал, что кроме 5 руб. золотом от дома, каждый хозяин, имеющий лошадь или вола, обязывался принимать участие в подвозе стройматериалов по установленному графику, а безлошадные семьи — своим физическим трудом в строительных работах. Каждый трудоспособный мужчина должен был 5 дней отработать на стройке. Члены комиссии весной 1900 года были делегированы в Петербург, чтобы приобрести для строящейся церкви все необходимое оборудование. Делегация блестяще выполнила свою миссию:в Хумалаг были доставлены 6 колоколов, иконы, хоругви, мануфактура и т.д.

К этому времени строительство шестигранного церковного здания из красного кирпича шло полным ходом. Строили ее при широкой поддержке всего трудового населения села наемные специалисты греки под руководством известного в Северной Осетии мастера по строительству Тасолтана Дзахова. Весной 1901 года строительство церкви завершилось. Перед верующими, жителями села встало во всей красе великолепное,громадное, с двумя позолоченными куполами, увенчанными серебряными крестами, здание божьего храма. Весенние солнечные лучи будто старались как можно ярче осветить все достоинства этого замечательного памятника. Оборудовали и оформляли внутреннее убранство церкви специалисты Владикавказской епархии. Да так, что внешнее великолепие ее даже несколько потускнело перед внутренним убранством. С тонким вкусом и великолепным знанием дела они оформили интерьер церкви так, что все убранство поражало чувства и душу верующего величием идеи Бога. Переступив порог храма, прихожанин оказывался в мире святых, которые смотрели на него из шести специальных ниш, со стен и колонн просторного уютного зала. Потолок и стены украшали фрески с изображением религиозных сюжетов.

Построенная в1901 году в центре села церковь просуществовала до 1934 г. и была разрушена.Все эти годы хумалагцы исправно отмечали православные церковные праздники, но так же регулярно справляли и все языческие праздники. В первые годы советской власти многие сельские семьи праздновали куадзан — христианский праздник Пасхи:накрывались богатые столы, дети получали подарки, в том числе новую одежду. Нос особым усердием хумалагцы отмечали языческие праздники, среди них Уацилла и Джеоргуба. Это закономерно.

Иностранные и русские путешественники справедливо отмечают, что осетины отдают предпочтениесвоим «святым местам». В этом отношении нельзя не согласиться с мнением П.П.ждина, который писал: «Правда, осетины не относятся враждебно к церкви, норедко ходят в нее и гораздо выше ставят «святые места». В первой половине XIX века тонкий аналитик, путешественник Карл Кох подчеркивал:«Они ходят правда, в церковь, но отправляются и к дзуарам н приносят им вжертву животных». Путешественник К. Красницкий, которому тоже нельзя отказать впроницательности, в '.865 году отмечал: «Осетины, вполне равнодушные кправославию крепко хранят между тем свои старинные верования, представляющиесмесь язычества с христианством... В церковь осетины идут по принуждению, а насвященные места не приходит только тот, кто не в силах. Уважение к этим местамразвито в туземцах в высшей степени; ни один осетин, проходя мимо, не забудетснять папахи, едущий верхом непременно сойдет с лошади».

 

Религия- сердцевина осетинского æгъдауа, идеологическая основа осетинской культуры..Ядро осетинской национальной культуры составляет исконная религиозная система,хранящая идеи и ритуалы собственной оригинальной религиозной традиции, общейдля всего осетинского народа. По результатам социологического опроса,проведенного мною в моей школе году, адептами православия признают себя 84%, аязычниками– 8,5% осетин. Показательно, что 97,5% учащихся считает, что именноее и следует развивать в осетинской среде республики. Поддерживает это мнение и10,3% старшее поколение.из которых 3%, представители других национальностей,проживающих в с.Хумалаг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хорошо,что в Осетии каждый человек имеет возможность реализовать свое конституционноеправо на свободу вероисповедания. И если какая-то часть осетинского народаполучает духовную опору, обретает нравственные ориентиры в православии, адругая часть – в исламе, это, несомненно, замечательно.

Осетинскаярелигия, низведенная сегодня до изуродованных форм, вновь обретет свои ритуалыи возродит священное содержание. Именно так восстановится прерванная традицияпередачи будущим поколениям сакрального смысла осетинской веры, определявшейнравственные ценности наших предков. 
Да, сложно. Да, трудно. А что вместо? Реалии XXI века показывают, что, как этони парадоксально, религиозность людей только возрастает. Игнорировать месторелигии как духовного убежища человека в современном обществе, пренебрегатьтенденциями развития религиозной ситуации - значит создавать основу для будущихполитических, экономических и социальных проблем. Лучше ли созерцать состороны, как наша искореженная в ХХ веке религия, потерявшая в результате планомерныхатак на нее свое духовное содержание и низведенная в своей ритуальности дообычного застолья, убивает наш генофонд - и физически, и духовно? Хотим мы тогоили нет, но наша религия есть и всегда, до тех пор, пока мы будем потомкамисвоих предков, будет с нами – и в нашей повседневной жизни, и в самых высокихформах нашей национальной культуры. Вопрос только в том, какой она будет –развивающейся и животворящей или умирающей и уничтожающей нас изнутри.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Архимадрит Макарий в «Истории христианства вРоссии до Святого равноапостольного князяь Владимира» на стр.156 говорит, что вХIII веке епископКавказский присутствовал на СОБРе в Константинополе.

2.Ос-богатырей было несколько:один из них,Хуан-ху,был убит Амазаспом,царем грузинским, между 182-186 годами под Мцхетом.Другой Ос-богатырь был в 416(419?) году убит Вахтангом Гургесланом; этотОс-богатырь должно быть по счету 3.

3..Предисловие к Русско-осетинскому словарю.-Владикавказ,1884г.

4. Слово дзуар значит крест, священное место.

5. Шопен И. Новые заметки по древней историиКавказа и его обитателей.-СПб.,1866.-ред.

6. Царица Тамара прислала в дар Осетиичудотворную икону Божией Матери, которая была положена в Куртатии в селенииМайрамакау

7 . Это делается и в православной Грузии.8.Материалы по археологии Кавказа. Вып. III .- М.,1893г.

8.www.REGION 15.RU

9. WWW. OSETIA COM.RU

ПРИЛОЖЕНИЕ

Праздники у древних осетин

Есть общие осетинские праздники, календарные, справляющиеся в известные месяцы года, находящиеся в связи с христианским календарем исельскими работами. На них осетины и теперь устраивают трапезы и поют песни сполною чашей в руках, подобно древним грекам, возбуждая друг друга к питию, аискусные между ними играют на бандуре, на музыкальных инструментах и танцуют.

1) Ногбон - Новый год, начало года. В день Новогогода осетины посещают друг друга. Мужчины с поздравлениями при этом поют: «О,праздник Василия, Василия! Счастливый праздник! Да получит мальчика ваша хозяйка,да убьет оленя ваш хозяин, нам же дайте наш Василиев долг»37. Естьприметы, что первый посетитель в день Нового года приносит счастье илинесчастье в наступающем году и замечают - если в течение года случится удачаили несчастье, то приписывают то и другое приходу первого гостя на Новый год.

2) Допыскьсефсен -Крещение. Черпание воды рано поутру кто-нибудь из женщин с тремя лепешками идетк воде, произносит молитву и приносит воду, и моются ею с благоговением всечлены семейства

3) Уыналы наф илиИры наф — неделя пиршества ( всеядная неделя).

4) Галсергсевдсен хуыиауыбон - неделя блудного сына.Воскресенье, в которое режут быков.

5) Лауызгскнсен бон—суббота поминовения усопших.

6) Урсы къуыри — сырная неделя.

7) Комах ссен — заговенье. Тутыртсе - понедельник,вторник и среда в начале святого Великого поста -дни воспоминания ФеодораТирона.

8)Лауызгсенсентсе-по субботам до Крестопоклоннойнедели поминовение умерших.

9) Астсеумархойы хуыцаубон - Крестопоклонная .ля.

10) Зазхсесссен — Лазарева суббота, большоепоминовение умерших.

11) Зазхассан или къутугсенсен хуыцаубон -Вербное воскресенье.

12) Стыр Комуадзсен — Великая Пасха.

13) Балдараны хуыцаубон - Фомина неделя.

14) Касутсе - празднование храма Георгия Победоносца(Кашветского в г. Тифлисе). Празднуется преимущественно южными осетинами.

15) Загрдсевсерсен — Вознесение. Делают поминки вэтот день, как у грузин.

16) Ксердаггхсесссен или Стыр хуыцаубон (великоевоскресенье) -день украшения домов цветами и тра-эою, Троица.

17) Дауджытсе — воскресенье после Троицы, не-i Всех святых.

18) После Дауджытаследующее воскресенье Тбау-Уацилла - день пророка Илии.

19) После Тбау-Уацилла,на третье воскресенье, Ксехцгсенсен - праздник детей.

20) За Ксехцгсенаш в среду Хохы Уастырджи — деньсвятого великомученика Георгия Горного (в селении Нар).

21) Через две недели за Ксехцгсенсен - Атынсег.

22) Майрсемы куадзеен - Успение Божьей Матери, послетрех или шести недель Атынсег.

23) Воскресенье после Успения Хуыцауы дзуар -Не-рукотворного образа.

24) После праздника Нерукотворно го образа в воскресенье Ногдзуар («Новая икона»). Перенесение из Грузии в Осетию в селение Майрамкаучудотворной иконы Божьей Матери Иверской (Моздокской).

25) Через неделю затем Фыд Иуане - Усекновение главыИоанна Предтечи3*.

26) После Фыд Иуане через пять недель Ичъына -Покров.

27) Георгоба (Джеоргуыба) - праздник Георгия, ввоскресенье, понедельник и вторник между 6 и 12 ноября.

28) Цыппурс - Рождество Христово.