Цвет сайта
Images
Для слабовидящих
page shadow

Урок №7, №8

Урок – 7- 8.

Тема: Добродетель и порок

Цели: Формировать понятия  «добро» и «зло», «добродетель» и «порок» через изучение положительных и отрицательных качеств и поведение героев сказок,известных людей современности.

  1. Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребенка.
  2. Решение противоречий.

        Задачи:

Образовательная:Направить детей к определению понятий  «порок», «добродетель»,«добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт.

  1. Научить находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком.

Развивающая:Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения.

  1. Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение).
  2. Развивать умение аргументировано  отвечать на поставленный вопрос.
  3. Использовать  иллюстративный  материал  для развития художественного восприятия.
  4. Развитие воображения, мышления, внимания.

Воспитательная:Воспитывать  толерантное отношение к другим  людям.

  1. Воспитывать положительные  качества человека  на  примере  положительных героев из сказок и известных людей современности.

Ход урока:

1.Орг. момент.Сообщение о теме и цели урока.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания Возможные вопросы к учащимся:

·       Кому из членов семьи ты рассказывал о добре и зле как этических категориях? Согласились ли они с тобой? Всё ли им было понятно в твоем рассказе?

·       Рисунки добра и зла. (Анализ)

3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока: Как вы думаете, чем понятие добродетели отличается от понятия добра? Известно ли вам понятие порока? Как выдумаете, что это такое?

4.    Чтение статьи из пособия для учащихся ( с подчеркиванием самых важных мест).

5.    Беседа с учащимися по вопросам:

·       Всё ли тебе понятно в определении добродетели?

·       Какие качества личности необходимы добродетельному человеку?

·       Как ты понял, что такое порочность? Приведи примеры порочных и добродетельных поступков.

       6.  Запись определений:добродетель и порок.

       7. Заполнение таблицы по свойствам характера

ДОБРОДЕТЕЛЬ                                 ПОРОК

 

       Притча. Кто украл масло?

 Один купец купил у другого десятилитровый бочонок с маслом. Дома он велел женеразлить масло по литровым бутылкам. К его удивлению, бутылок получилось недесять, а девять.

- Почему в десятилитровом, доверху полном бочонке оказалось девять литров масла? Где ещё один литр, жена? Может, ты его пролила или кому-нибудь отдала?- сердито спросил купец.

-Всё масло тут. Я его никуда не дела,- ответила жена.

Отнёс купец бочонок из-под масла к судье и сказал.

- Судья, этот бочонок – воришка. Он украл масло, в него было налито десять литров масла, а он обратно отдал девять.

Судья велел позвать продавца масла и спросил его:

-Не может бочка дать меньше того, что влито в неё. Почему из этого десятилитрового бочонка вылилось только девять литров масла?

-Клянусь, я налил в этот бочонок десять литров масла, - сказал продавец.

-Значит, этот бочонок ворует масло! – решил судья и велел наказать бочонок –побить его палкой.

От первого же удара бочонок раскололся, и все увидели, что внутри у него был большой камень.

- Да. Хитрец твой бочонок, - заметил судья. – Но дурной пример заразителен. Надо другие твои бочонки с маслом тоже наказать, чтобы они так не делали.

Велел судья побить палками все бочонки с маслом у купца. Упал тогда купец на колени и признался в воровстве.

-Это я положил камень. Не может бочка дать меньше того, что влито в неё.

                            * О каком пороке идёт речь?

                             * Кто обладал этим пороком, бочка или её хозяин?(жадность, скупость)

                             * Какая добродетель может исправить этот порок?

-Разговор об этом более подробно продолжим на следующем уроке.

 

        9. Работа с иллюстрациями учебника.

         10. Итог урока.

                      -Что нового открыли для себя сегодня на уроке?

11. .Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им(самостоятельно или прочитай текст из пособия).

 

Ход 2 урока:

1.    Орг. момент.Сообщение о теме и цели урока.

2.    Обсуждение результатов выполнения домашнего задания Возможные вопросы к учащимся:

o  Кому ты рассказывал о добродетели и пороке?

o  Поняли ли тебя твои собеседники? Согласились ли с тобой?

o  Какие твои вопросы вызвали у них затруднения? Как ты думаешь, почему? Как ты помог ответить на трудные вопросы?

3.    Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися.

4. Что пожалел,- потерял безвозвратно,

                            Всё не твоё, всё пришло ниоткуда.

                            Всё, что отдал,- приобрёл многократно,

                            В этом и тайна, в этом и чудо.

         5.Чтение статьи учебника

         6. Беседа с учащимися по вопросам:

·       Назовите несколько поступков, которые можно было бы назвать добродетельными или порочными.

·       Как вы считаете,можно ли считать добродетелью мужество? А какой поступок можно назвать мужественным? Приведите примеры. Как вы думаете, боятся ли мужественные люди?

          7. Выбор добродетельных качеств,которыми обладают падчерицы, и порочных поступков мачех и родных дочерей из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка» по группам:

1 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица  из сказки «Морозко»,

2 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица  из сказки «Золушка»,

3 группа: Назовите добродетельные качества,которыми обладает падчерица  из сказки «12 месяцев»,

4 группа: Назовите порочные поступки мачехи  и ее родных дочерей из сказки «Морозко»,

5 группа: Назовите порочные поступки мачехи  и ее родных дочерей из сказки «Золушка»,

6 группа: Назовите порочные поступки мачехи  и ее родных дочерей из сказки «12 месяцев».

- Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?

8.    Чтение иобсуждение сказок Братьев Грим «Птица-найдёныш» с.15 и «Ленивый Гейнц» с. 83

9.    Подведение итогаурока

10.Задание на дом: Подготовь рассказ с примерами добродетельных и порочных поступков.