Цвет сайта
Images
Для слабовидящих
page shadow

Урок №10-13

Урок 10-13

Тема: Свобода и ответственность

Цель:  продолжить разговор о свободе; объяснить, какую ответственность несут люди, даже будучи свободными; выяснить, за что нужно нести ответственность; познакомить учащихся с понятием “ответственность”;  развивать речь, мышление учащихся, умение работы в группе, умение высказывать свою точку зрения и аргументированно ее отстаивать; воспитывать интерес к изучению моральных норм поведения людей,стремление быть ответственным, дружелюбное отношение друг к другу.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания:

Вывод: Из ваших жизненных ситуаций видно, что каждый из вас часто оказывается в ситуации морального выбора, и чтобы поступит правильно,добродетельно, обязательно нужно все взвесить, подумать, потом принять решение.

3. Изучение нового материала:

Сегодня мы как раз и будем учиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами.

1)    Работа с высказыванием:

«СВОБОДА – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ВОТ ПОЧЕМУ ЕЁ ТАК БОЯТСЯ »

Б. ШОУ

- Как понимаете данное высказывание? (Нести ответственность дело не простое, трудное, этому нужно учиться.)

 2) РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

- Найдите в тексте учебника ответ, что такое ответственность.  (Ответственность – это черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.)

3) Объяснение учителя.

4) Запись в тетрадях

1. ответственность только за те поступки,которые являются результатом его свободного выбора.

2.Преднамеренность.  (Заранее обдуманный, умышленный. Ожегов)

3.Отдавать отчет в последствиях совершаемых действий.

5) Беседа.

-Что такое внутренняя обязанность человека?(способность человека задавать себе вопросы, прежде, чем совершать какой-либо поступок. )

- Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы? (чтобы проанализировать и не совершить порочных поступков)

КТО?    ЗА  ЧТО? ПЕРЕД КЕМ?

 6) Определите отношения ответственности и заполните таблицу:

 Кто?

За кого?

Родители

 

Учителя

 

Дети

 

Ученики

 

Люди

 

Друг

 

Человек

 

7) Минутка отдыха. Игра «Могу и делаю».

Вопросы:

-Умеешь ли ты одеваться сам ?       -Одеваешься ли ты сам всегда?

-Умеешь ли ты благодарить ,          - Говоришь ли ты спасибо каждый

говорить спасибо?                              Раз, когда это необходимо?

- Умеешь ли ты убирать свои         - Наводишь ли ты порядок в своей

вещи?                                                    Комнате каждую неделю?

- Умеешь ли ты плакать?                - Плакал ли ты сегодня?

- Умеешь ли ты  толкаться и          - Делал ли ты это сегодня?

дразнить своих товарищей?

- Умеешь ли ты лениться?              - Ленился ли ты вчера на уроках?

-Умеешь ли ты вредничать?           - Вредничал ли ты вчера?

- Умеешь ли ты собирать свой       - Собираешь ли ты свой ранец

ранец?                                                   всегда сам?

- Умеешь ли ты ухаживать за          - Делаешь ли ты это всегда сам?

своими домашними питомцами?

Учитель. На примере этой игры попробуйте объяснить,чем различаются понятия «Могу» и «Делаю».

 

 8)РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМ ТЕКСТОМ.

1. (ПРИТЧА).

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, – подумал он, — и копейка – деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует – кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. – Была одна копейка, а теперь – тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей.!»Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! – обрадовался счастливчик,– А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, – и точно:лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут.И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие…» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька…

2.В.А.Сухомлинский

Как воспитать настоящего человека

(Отрывок)

Самое большое счастье для отца и матери - твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы - усердие в учении. Приноси в дом радость, оберегай счастье семьи.

Если люди считают тебя плохим человеком - это большое горе для твоей матери и твоего отца.

По-настоящему любить отца и мать - это значит приносить в дом мир и покой.

Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья - это не только отец и мать. Это и вы, дети.Это твое поведение, твои поступки. Со всеми людьми надо быть правдивыми, но для матери и отца малейшая капелька лжи, если только они дорожат своей честью, -это большое несчастье.

Спрашивай у отца и матери разрешения и позволения на то, что без их воли делать нельзя.Настоящая свобода сына и дочери - быть послушными детьми. Подчинение воли родителей - первая школа гражданского воспитания, твоей совести. Если ты не научился подчиняться воле родителей и в этом подчинении видеть настоящую свою свободу -ты не сможешь стать верным отцом своих детей, любящей матерью, настоящим человеком.

ВОПРОСЫ:

1. Каким надо быть, чтобы родители были по-настоящему счастливы, гордились тобой?

2. В чем заключается настоящая свобода сына и дочери?

3. Что нужно для того, чтобы стать настоящим человеком?

 8) Продолжи перечень поступков, которые будут приятны близким тебе людям:

1. Доставлять радость.

2. Интересоваться заботами и делами родных и близких.

3. Вежливо разговаривать, не повышать голоса,не хлопать дверью, сдерживаться в любой ситуации.

4. Обращаться по имени, потому что имя -самое приятное для человека слово.

9) Обсудим ситуации.  Предположите ваши действия в ситуации.

Ситуация № 1

Вы зашли в школьную раздевалку и увидели, как один озорник связывает шнурки у обуви,хранящейся на полках. При этом вы поняли, что безобразник вас заметил. Каковы будут ваши действия?

Ситуация № 2

Вы едете в общественном транспорте и заметили странного человека, который старается тайно подложить пакет под сиденье. Вдруг он понимает, что вы пристально наблюдаете за ним. Он грозно смотрит на вас, давая понять, что готов причинить вам вред. Он реально опасен для вас. Как вы поступите

Ситуация № 3

Вы идёте по улице и видите, как компания подростков издевается над щенком. Они заметили ваше внимание к их действиям и пригрозили, что побьют, если вы проболтаетесь. Вы понимаете, что они замучают щенка до смерти. Как же поступить?

10) Хороший человек - кто он?

Попробуйте составить словесный портрет хорошего человека

Ответственный человек - кто он?

Попробуй нарисовать портрет (рекламу) ответственного человека (в тетради).

11)        Итог урока:- Легко ли быть свободным?

- Для чего нужно поступать ответственно?

Учитель:  Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.

- За что вы уже сейчас можете нести ответственность?

Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.

- А теперь выберите каждый для себя вывод.  

1. Я отвечаю за всё.
2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю)
3. За все мои поступки отвечают родители.

-  Назовите ключевые слова нашего урока:

1.     СВОБОДА

2.     Думать, задавать, поступать

3.     Свобода –это обязанности.

4.     Ответственность

12) Дома: Письменно ответить на вопрос: «Ответственный человек - кто он?»